Джулия Чайлд. Искусство французской кухни

ДЖУЛИЯ ЧАЙЛД

карьера: актриса, сценарист
рост: 1.88 м
дата рождения: 15 августа, 1912
место рождения: Пасадена, Калифорния, США
дата смерти: 13 августа, 2004 • 91 год
жанры: документальный, биография, ток-шоу
всего фильмов: 7
супруг: Пол Чайлд (умер)
первый фильм: 1992
последний фильм: 2009

Джулия Чайлд умерла в возрасте почти девяноста двух лет, в своей постели, прожив долгую и, пожалуй, счастливую жизнь. У нее не было детей, но был счастливый брак, любимое дело и жажда жизни. Джулия Чайлд обожала вкусную еду.
Ее главная книга — одновременно и самая известная кулинарная книга Америки «Как овладеть искусством французской кухни». Увлечение Джулии Чайлд французской кулинарией началось почти случайно: в 1949 году Джулия вместе с мужем Полом приехала в Париж в составе культурно-информационной миссии США. Она влюбилась во французскую кулинарию, потом подумала, что неплохо бы научиться готовить, а затем стала первой женщиной, записавшейся на знаменитые кулинарные курсы «Гордон Блю».

«Бабушка американской кухни» называют ее, считая, что именно она научила американцев готовить и получать удовольствие от еды. До того Америка предпочитала всему на свете картошку с мясом, тыквенную кашу и оладьи с кленовым сиропом. Джулия Чайлд привезла с собой из Франции луковый суп, фаршированную утку и заливное.

Кроме книги о французской кулинарии Джулия Чайлд написала еще штук двадцать книжек о еде, вела несколько телепередач и стала для Америки чем-то вроде национального символа: ее обожают и пародируют. Последнее делать несложно: Джулия Чайлд была высоченной теткой с кудряшками и высоким пронзительным голосом: представьте себе Нонну Мордюкову в фильме «Родня». Больше того, Джулия была настоящая американка, любопытная, энергичная, непосредственная и напрочь лишенная какой бы то ни было чопорности или солидности.

Во время телепередач, где она учила телезрителей разделывать омара или потрошить морского черта, Джулия все делала так же, как у себя на кухне. Сообщая, что для готовки надо использовать только то вино, которое приятно выпить и просто так, она немедленно подтверждала слова делом. Добавляла вино в жаркое и наливала себе в бокал из той же бутылки. К концу передачи она хоть и держалась на ногах, но из рук у нее все валилось.

В биографии Джулии Чайлд найдется много удивительного и помимо кулинарии. Общеизвестно, например, что Джулия была шпионкой. Интересно, что в разведку она попала после того, как ее не взяли в более традиционные вооруженные силы — из-за роста она не прошла ни в Женский Армейский Корпус, ни даже в военно-морские силы. В итоге она, рекламный агент, спортсменка (комсомолку и красавицу пропустим), во время Второй мировой войны работала на главу Управления стратегических служб генерала Уильяма Донована ассистентом по исследованиям. И изобретала средство, с помощью которого американцы отгоняли акул от противолодочных заграждений. А также перепечатывала, регистрировала и рассылала секретные материалы. Фактически, ее книга об искусстве французской кулинарии — лично добытые ею секретные материалы о приготовлении еды. Все 524 рецепта она проверила сама. Перевела каждое слово в полутысяче рецептов и объяснила, что свежие, не пережаренные, правильно приготовленные продукты полезнее и вкуснее консервированных и мороженых.

Я здесь так долго говорю о Джулии Чайлд, чтобы стало понятнее, почему средненький, в общем-то, фильм по милому, но не выдающемуся роману Джулии Пауэлл собирает такую кассу в Америке. Люди покупают книжку, смотрят кино, хихикают над Мэрил Стрип в роли Джулии Чайлд — англичанка Мэрил Стрип — очень забавно восклицает, охает и трясет кудряшками. Люди капают слезами, глядя на вторую главную героиню фильма — тридцатилетнюю секретаршу Джули, готовящую по рецептам Чайлд у себя на крошечной кухне в Квинсе. При этом люди почему-то считают, что приобщаются к великому.
Они таки приобщаются.

Книга Джулии Чайлд, будучи поначалу «руководством для домохозяек, не имеющих слуг», с годами стала чем-то вроде бабушкиного сундука с сокровищами, которыми никто не пользуется. Эта блестящая книга, вышедшая в шестидесятые годы, сегодня уже непригодна для использования, рецепты в ней слишком громоздки и попросту вышли из моды. А секретарша Джули Пауэлл попыталась приготовить все 524 блюда ровно так, как писала Джулия Чайлд. Весь процесс Джули описывала в блоге, за блогом следили сначала только мама и подружки автора, но через несколько месяцев (дело происходило в 2002 году, и блоги тогда еще были не самым общеизвестным развлечением) о Джули Пауэлл уже писали модные кулинарные журналы. Ей предложили издать роман по мотивам блога. Потом вышла книжка, потом экранизация — все как положено. Рецепт славы оказался прост: найди какую-нибудь достопримечательность повыше и покрупнее, встань рядом и сфоткайся. Потом выложи фотографию в блог, и вуаля — ты приобщился к великому. Или просто к высокому.

Режиссер фильма Нора Эфрон, режиссер «Неспящих в Сиэтле» и «Вам письмо», умеет готовить душещипательное и трогательное, а из таких восхитительных ингредиентов не приготовить слезоточивое ароматное блюдо — это надо быть Ларсом фон Триером. Нора Эфрон справилась чудесно, еще лучше справилась Мэрил Стрип: она здесь настолько отличается от своего обычного образа — строгой элегантной интеллектуалки — что просто наблюдать за перевоплощением крайне занимательно. А уж когда она с огромным ножом нависает над гигантским омаром…

Нора Эфрон соединила в этом фильме две истории — книгу Джули Пауэлл и воспоминания Джулии Чайлд «Моя жизнь во Франции». Получились две параллельные истории женских судеб. Их объединяет страсть к кулинарии, но это лишь на первый взгляд. У Джули Пауэлл и Джулии Чайлд нет детей, а кулинария — своего рода отвлекающий фактор. Но если у Джулии Чайлд к еде была настоящая страсть, то для Джули источником энергии стала не сама еда и даже не вызов в виде 524 рецептов французской кулинарии — она лечила свою депрессию любовью к жизни, исходящей от каждого слова в книге рецептов. Не случайно в каждом диалоге Джули поминает Джулию Чайлд: «Она мой кумир», «Она как будто стоит рядом со мной у плиты», «Джулия поняла бы меня». Именно поэтому самым большим разочарованием для Джули в фильме становится то, что Джулия Чайлд — а она была еще жива, когда Джули начала вести блог, — отозвалась о затее с дневником пренебрежительно.

Все здесь немножко игрушечное: крохотная квартирка в Квинсе, послевоенный Париж Джулии Чайлд, яма на месте башен-близнецов за окном офиса Джули. Единственное настоящее — еда. Яйца в вине, мука, зелень, масло. Некоторые, говорят, могут питаться солнечным светом, но для всех остальных еда — это жизнь. Поэтому давайте, попробуйте. Возьмите большой острый нож. Подойдите к омару.

Автор: Дина Суворова по материалам сайта www.booknik.ru